Стресс и тестовые экзамены – ЕГЭ и ГИА.

 

Городенский Н.Г.

психолог,

кандидат биологических наук

 

Ганс Селье (Selye) (1907 – 1982), канадский биолог, определял стресс как состояние, которое возникает под влиянием любых сильных воздействий и сопровождается «всеобщей мобилизацией» защитных систем организма. В ситуации опасности, важности, ответственности – а такой ситуацией и является для школьников любой экзамен – организм ребёнка начинает работать в более интенсивном режиме («всеобщей мобилизации»), и может начать это делать задолго до наступления самого экзамена, ещё на этапе подготовки к нему.

При таком длительном стрессовом воздействии особенно важен «запас сил» - тот энергетический ресурс организма, в зависимости от наличия которого ребёнок может «безболезненно» для своего здоровья (и с пользой для обучения!) прожить в режиме «повышенного напряжения» больший или меньший период времени. Поэтому на первое место в профилактике школьной дезадаптации выходит задача создания оптимального физиологического фона развития ребёнка.

Условно можно выделить три уровня стресса ребёнка – низкий, средний и высокий. Эти уровни субъективны и зависят от того, насколько важными и опасными для себя ребёнок оценивает воздействующую на него причину стресса («стрессор»).

В ситуации субъективно низкого стресса уровень мобилизации ребёнка невелик, мотивация деятельности низкая и его результативность, соответственно, явно недостаточна.

В случае другой крайности - высокого уровня стресса - очень быстро происходит истощение энергетического ресурса организма. Ученику уже «не хватает сил» на эффективную деятельность: голова кружится, невозможно сосредоточиться даже на простых вещах, внимание «плавает», ему трудно прочитать и понять весь текст опросника, трудно сделать правильный выбор из предложенных ответов (ведь экзамен у нас тестовый).

Оптимальным является субъективно средний уровень стресса – с одной стороны, поддерживается «оптимум мотивации», необходимый для высокопроизводительной деятельности, с другой стороны – не происходит истощения «жизненных сил» ребёнка. Его организм «работает» в «приятно напряжённом» режиме, у него всё получается. Это, в свою очередь, дополнительно вызывает положительные эмоции, уверенность в своих силах, некую «окрылённость», ощущение «куража». И, в качестве обратной связи, такой эмоциональный подъём способствует улучшению физиологического фона развития ребёнка.

Эффективность деятельности в условиях стресса на экзамене проявляется как умение сохранять в любой ситуации «свежую голову» и успешно себя контролировать, особенно в непредвиденных ситуациях. Как умение принять правильное решение в вопросе «Что сейчас надо сделать?». Как способность легко и непринуждённо «просчитать» по косвенным признакам верный ответ даже в ситуации, когда не знаешь правильного ответа на вопрос.

На экзамене стрессоры действуют как на психологическом, так и на физиологическом уровнях. Поэтому подготовка к экзамену должна включать как психологическую саморегуляцию, так и физиологическую стабилизацию организма.

Умение регулировать своё эмоциональное состояние пригодится не только при сдаче экзамена, а при любой стрессовой ситуации в жизни. Поэтому полезно освоить некоторые элементы техники самовнушения (аутотренинга).

Например, для того, чтобы психологически себя «отдалить», «выделить», «убрать» из неприятной ситуации и получить таким образом возможность успокоиться, можно мысленно представить себя «в большом перевёрнутом стакане». Сквозь воображаемое «стекло» Вы хорошо видите всё, что происходит вокруг Вас. Но это воображаемое «стекло» Вас как бы отделяет от окружающей ситуации, изолирует Вас от неё. Вы по своему желанию можете в неё вернуться, а можете просто посмотреть «со стороны», что происходит вокруг Вас… Если не очень увлекаться таким «уходом из ситуации», то вполне можно получить передышку, необходимую для восстановления сил и получения контроля над ситуацией.

На мой взгляд, наиболее важные факторы, влияющие на создание ситуации психологического стресса на тестовом экзамене, - это излишняя стрессогенная обстановка дома и в школе по поводу экзаменов, а также недостаточная подготовленность учащихся к тестовому выбору правильного ответа из ряда предложенных (неумение внимательно читать все ответы).

Тревожность родителей по поводу сдачи экзамена и эмоционально неспокойная обстановка в семье — это одна из основных причин стрессовой неустойчивости ребёнка на экзамене. Оценка на экзамене не должна служить мерилом значимости ребёнка для родителей. Настоящие родители любят ребёнка всегда. И за то, что он просто «есть». И это не зависит от его оценок. Особенно важно, чтобы такого взгляда придерживались хотя бы мамы, потому что папы чаще склонны любить «за что-то».

Обязательно нужно готовиться к экзамену, и не только по содержанию предмета, но и по форме – тренироваться выбирать нужный ответ из ряда предложенных. Просто знать правильный ответ мало – надо уметь ещё найти его среди других равных вариантов. А варианты могут быть правильные или не правильные – этот вариант проще. Тяжелее, когда предлагаются ответы с разной степенью подробности – нужно научиться выбирать наиболее подходящий. Неумение «работать» с текстами различных вариантов ответа – лишний источник стресса на тестовом экзамене.

Кроме того, обязательно надо ПРОВЕРЯТЬ сделанный выбор и то, куда Вы поставили крестик (или галочку) своего ответа! Иногда выбирают один ответ, а галочку ставят напротив другого (или пишут номер другого ответа, если по заданию требуется написать номер правильного ответа).

Построение оптимального физиологического фона развития ребёнка начинается с организации режима дня – необходимо решить вопросы питания, сна-бодрствования, регулярной физической нагрузки (спортивные секции, занятия оздоровительной или лечебной физкультурой – допустимый для ребёнка уровень нагрузки всегда можно определить). Как бы ни был занят ребёнок, обязательно надо находить время для ежедневных занятий физической культурой (по-гречески «культура» - это «возделывание»).

Без ущерба для здоровья не возможна никакая учёба, если только ребёнку не организован здоровый образ жизни.

Существует достаточно большое количество сайтов, посвященных проблеме стресса и тестовых экзаменов. На многих из них собрана достаточно полная и интересная информация. Чтобы не дублировать (и не «заимствовать») информацию, предлагаю ряд ссылок по теме «Стресс и ЕГЭ»:

 

http://www.teenbook.ru/vzrosl/perents/ekzameny_bez_stressa/422/item_1746/

 

http://14ya.ru/kak-pomoch-rebyonku-podgotovitsya-k-ege

 

http://schooln137nn.edusite.ru/p37aa1.html

 

http://troizk83.ucoz.ru/publ/roditelskoe_sobranie_quotpodgotovka_k_egehquotkak_protivostojat_stressu/1-1-0-3

 

http://school3-lang.ucoz.ru/index/0-102

 

http://school31.yaguo.ru/reccomend_1_0.html

 

http://ul-isheevka-sosh.ru/index.php?cat=47&podcat=50

 

http://school429.narod.ru/ege/pamyatka-teach-rod-uch.htm

 

http://www.ozdr.ru/examen.html

 

http://navtotrekn.info/avt0tr3k137.html

 

http://www.izvestia.ru/wellness/article3142511/

 

http://orelrulitt.ucoz.ru/index/pps_egeh_2/0-65

 

http://aipe.moeobrazovanie.ru/ekzamen.html