вид деятельности
с которым ребёнок плохо справляется:

Виды трудностей при обучении письму

Возможные причины

Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента)

◊ недостаточная сформированность зрительной памяти
◊ недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
◊ недостатки методики обучения (опора иа принцип механического копирования)
◊ форсирование темпа обучения

Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента

◊ недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
◊ недостаточная сформированность зрительно-моторных координации
◊ форсирование темпа обучения
◊ недостаточная сформированность зрительной памяти
◊ недостатки методики обучения

Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор)

◊ недостаточная сформированность зрительно-моторных координации
◊ недостаточная сформированность моторных функций
◊ недостатки методики обучения

Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо)

◊ недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

Не "видит" строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы "в-д", пишет "лишние элементы": "и-ш", "л-м" или, наоборот, недописывает

◊ недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
◊ недостаточная сформированность зрительной памяти
◊ недостатки методики обучения
◊ форсирование темпа обучения
◊ сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания

Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, раз-нонаклонные буквы, тремор)

◊ недостаточная сформированность моторных функций
◊ нарушение зрительно-моторных координации
◊ недостатки методики обучения
◊ форсирование темпа обучения
◊ выраженное функциональное напряжение и утомление

Сильный нажим, тремор

◊ недостаточная сформированность моторных функций
◊ нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки)
◊ нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением

Ошибки при письме:
 

◊ пропуски согласных и гласных букв (определенного характера)

◊ трудности звуко-буквенного анализа
◊ форсирование темпа обучения

◊ замены согласных букв, близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т. д.)
◊ недописывание букв, слогов

◊ недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия
◊ форсирование темпа обучения
◊ форсирование темпа обучения
◊ трудности концентрации внимания

Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку - не разделяет предложения и т.п.)

◊ непосильный темп, трудности концентрации внимания, низкая, неустойчивая работоспособность
◊ индивидуальные особенности организации деятельности
◊ педагогические недоработки

Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п. при письме под диктовку

◊ недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа
◊ слишком быстрый темп письма

Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании

◊ недостаточная сформированность зрительно-моторной координации
◊ недостаточная сформированность зрительной памяти

Очень медленный темп письма

◊ затруднен звуко-буквенный анализ
◊ недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координации
◊ индивидуальный темп деятельности

Виды трудностей при обучении чтению
Возможные причины

Плохо запоминает конфигурацию

◊ недостаточная сформированность зрительной памяти
◊ недостатки методики обучения

Недостаточное различение близких по конфигурации букв "п-н", "в-а", "г-т" (путает буквы при чтении)

◊ недостаточная сформированность зрительного восприятия
◊ недостаточная сформированность зрительной памяти
◊ недостатки методики обучения

Перестановка букв при чтении
(рак-кар, нос-сон)

◊ недостаточная сформированность зрительного восприятия

Замены букв, неправильное произношение при чтении

◊ недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции

Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, а вместе - трудно)

◊ недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
◊ недостаточная зрелость коры головного мозга

Пропуски слов, букв ("невнимательное" чтение)

◊ функциональная слабость центральной нервной системы
◊ трудность концентрации внимания
◊ выраженное утомление

Пропуски букв, слогов.
Угадывание, возвратные движения глаз ("спотыкающийся ритм")

◊ форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)

Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного ("механическое" чтение)

◊ форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)

Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без продвижения в течение года)

◊ недостаточная сформированность зрительного восприятия
◊ недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляции
◊ трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)

Медленный темп чтения
(есть продвижение в течение года)

◊ индивидуальные особенности темпа деятельности

Виды трудностей при обучении математике
Возможные причины

Плохое выделение и различение геометрических фигур

◊ недостаточная сформированность зрительного восприятия
◊ недостаточная сформированность зрительной памяти
◊ недостатки методики обучения

Трудности правильного копирования простейшей геометрической фигуры с сохранением размерности пропорций

◊ недостаточная сформированность зрительно-моторных координации
◊ недостаточная сформированность зрительного восприятия
◊ форсирование темпа обучения

Зеркальное письмо цифр "3-6", "6-Э", плохое различение цифр, близких по конфигурации: 6—9, 9-2;
переставляет цифры: 36-63

◊ недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
◊ недостаточная сформированность зрительной памяти

Замены цифр при восприятии на слух: семь-во-семь, три-четыре

◊ недостаточная сформированность слухового восприятия

Трудность формирования правильной траектории движений при написании цифр, изменение конфигурации, соотношения элементов

◊ недостаточная сформированность зрительно-моторных координации
◊ недостаточная сформированность зрительного восприятия
◊ недостаточная сформированность методики обучения
◊ форсирование темпа обучения

Сильный тремор, неровность штрихов, сильный нажим

◊ недостаточная сформированность координации движений
◊ неправильное положение ручки

Неустойчивый почерк: цифры неровные, растянутые, нарушение конфигурации, соотношений штрихов, размеров цифр

◊ недостаточная сформированность координации движений
◊ неправильное положение ручки
◊ сильное утомление
◊ функциональное напряжение

Трудности расположения заданий по вертикали и горизонтали, перестановки

◊ недостаточная сформированность зрительного восприятия
◊ недостаточная сформированность пространственного восприятия

Трудности выделения в задачах числовых данных, если они записаны словами

◊ трудности вербально-логического мышления
◊ механическое чтение

Фрагментарное восприятие задания (задачи)

◊ функциональная слабость центральной нервной системы, повышенная утомляемость
◊ механическое чтение

Трудность переключения с одной операции на другую в процессе деятельности

◊ функциональная слабость центральной нервной системы, повышенная утомляемость
◊ индивидуальные особенности деятельности

Трудности формирования математических понятий, усвоения законов, правил. Трудность переноса вербальной инструкции в конкретное действие

◊ недостаточная сформированность вербально-логического мышления
◊ недостаточная сформированность речевого развития
◊ недостатки методики обучения