|
|
Виды трудностей при обучении письму |
Возможные причины
|
Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента)
|
◊ недостаточная сформированность зрительной памяти
◊ недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
◊ недостатки методики обучения (опора иа принцип механического копирования)
◊ форсирование темпа обучения
|
Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента
|
◊ недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
◊ недостаточная сформированность зрительно-моторных координации
◊ форсирование темпа обучения
◊ недостаточная сформированность зрительной памяти
◊ недостатки методики обучения
|
Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор)
|
◊ недостаточная сформированность зрительно-моторных координации
◊ недостаточная сформированность моторных функций
◊ недостатки методики обучения
|
Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо)
|
◊ недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
|
Не "видит" строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы "в-д", пишет "лишние элементы": "и-ш", "л-м" или, наоборот, недописывает
|
◊ недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
◊ недостаточная сформированность зрительной памяти
◊ недостатки методики обучения
◊ форсирование темпа обучения
◊ сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания
|
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, раз-нонаклонные буквы, тремор)
|
◊ недостаточная сформированность моторных функций
◊ нарушение зрительно-моторных координации
◊ недостатки методики обучения
◊ форсирование темпа обучения
◊ выраженное функциональное напряжение и утомление
|
Сильный нажим, тремор
|
◊ недостаточная сформированность моторных функций
◊ нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки)
◊ нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением
|
Ошибки при письме: |
|
◊ пропуски согласных и гласных букв (определенного характера)
|
◊ трудности звуко-буквенного анализа
◊ форсирование темпа обучения
|
◊ замены согласных букв, близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т. д.)
◊ недописывание букв, слогов
|
◊ недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия
◊ форсирование темпа обучения
◊ форсирование темпа обучения
◊ трудности концентрации внимания
|
Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку - не разделяет предложения и т.п.)
|
◊ непосильный темп, трудности концентрации внимания, низкая, неустойчивая работоспособность
◊ индивидуальные особенности организации деятельности
◊ педагогические недоработки
|
Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п. при письме под диктовку
|
◊ недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа
◊ слишком быстрый темп письма
|
Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании
|
◊ недостаточная сформированность зрительно-моторной координации
◊ недостаточная сформированность зрительной памяти
|
Очень медленный темп письма
|
◊ затруднен звуко-буквенный анализ
◊ недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координации
◊ индивидуальный темп деятельности
|
|
|
Виды трудностей при обучении чтению |
Возможные причины |
Плохо запоминает конфигурацию
|
◊ недостаточная сформированность зрительной памяти
◊ недостатки методики обучения
|
Недостаточное различение близких по конфигурации букв "п-н", "в-а", "г-т" (путает буквы при чтении)
|
◊ недостаточная сформированность зрительного восприятия
◊ недостаточная сформированность зрительной памяти
◊ недостатки методики обучения
|
Перестановка букв при чтении
(рак-кар, нос-сон)
|
◊ недостаточная сформированность зрительного восприятия
|
Замены букв, неправильное произношение при чтении
|
◊ недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции
|
Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, а вместе - трудно)
|
◊ недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
◊ недостаточная зрелость коры головного мозга
|
Пропуски слов, букв ("невнимательное" чтение)
|
◊ функциональная слабость центральной нервной системы
◊ трудность концентрации внимания
◊ выраженное утомление
|
Пропуски букв, слогов.
Угадывание, возвратные движения глаз ("спотыкающийся ритм")
|
◊ форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)
|
Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного ("механическое" чтение)
|
◊ форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)
|
Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без продвижения в течение года)
|
◊ недостаточная сформированность зрительного восприятия
◊ недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляции
◊ трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)
|
Медленный темп чтения
(есть продвижение в течение года)
|
◊ индивидуальные особенности темпа деятельности
|
|
|
Виды трудностей при обучении математике |
Возможные причины |
Плохое выделение и различение геометрических фигур
|
◊ недостаточная сформированность зрительного восприятия
◊ недостаточная сформированность зрительной памяти
◊ недостатки методики обучения
|
Трудности правильного копирования простейшей геометрической фигуры с сохранением размерности пропорций
|
◊ недостаточная сформированность зрительно-моторных координации
◊ недостаточная сформированность зрительного восприятия
◊ форсирование темпа обучения
|
Зеркальное письмо цифр "3-6", "6-Э", плохое различение цифр, близких по конфигурации: 6—9, 9-2;
переставляет цифры: 36-63
|
◊ недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
◊ недостаточная сформированность зрительной памяти
|
Замены цифр при восприятии на слух: семь-во-семь, три-четыре
|
◊ недостаточная сформированность слухового восприятия
|
Трудность формирования правильной траектории движений при написании цифр, изменение конфигурации, соотношения элементов
|
◊ недостаточная сформированность зрительно-моторных координации
◊ недостаточная сформированность зрительного восприятия
◊ недостаточная сформированность методики обучения
◊ форсирование темпа обучения
|
Сильный тремор, неровность штрихов, сильный нажим
|
◊ недостаточная сформированность координации движений
◊ неправильное положение ручки
|
Неустойчивый почерк: цифры неровные, растянутые, нарушение конфигурации, соотношений штрихов, размеров цифр
|
◊ недостаточная сформированность координации движений
◊ неправильное положение ручки
◊ сильное утомление
◊ функциональное напряжение
|
Трудности расположения заданий по вертикали и горизонтали, перестановки
|
◊ недостаточная сформированность зрительного восприятия
◊ недостаточная сформированность пространственного восприятия
|
Трудности выделения в задачах числовых данных, если они записаны словами
|
◊ трудности вербально-логического мышления
◊ механическое чтение
|
Фрагментарное восприятие задания (задачи)
|
◊ функциональная слабость центральной нервной системы, повышенная утомляемость
◊ механическое чтение
|
Трудность переключения с одной операции на другую в процессе деятельности
|
◊ функциональная слабость центральной нервной системы, повышенная утомляемость
◊ индивидуальные особенности деятельности
|
Трудности формирования математических понятий, усвоения законов, правил. Трудность переноса вербальной инструкции в конкретное действие
|
◊ недостаточная сформированность вербально-логического мышления
◊ недостаточная сформированность речевого развития
◊ недостатки методики обучения
|
|
|